Рекомендации по сегментированию рынка услуг
Процесс сегментирования рынка услуг сопоставим с сегментированием потребительского рынка товаров (если покупателями компании являются частные лица) или с сегментированием В2В рынка (если покупателями компании являются юридические лица). Но все же имеет свои особенности в силу нематериальной природы продукта. Соответственно, проводя сегментацию потребителей такого рынка, принимайте во внимание следующие особенности сферы услуг:
- потребителю трудно оценить качество услуги до покупки, что вызывает неопределенность
- услуга компании обладает более низким уровнем знания в сравнении с товарным рынком
- сложно назвать точную стоимость услуги без дополнительного общения с покупателем
- для рынка услуг характерен непостоянный уровень спроса с выраженной сезонностью
Читайте подробнее об особенностях маркетинга на рынке услуг в нашей статье. Зная особенности маркетинга услуг, можно сразу определить наиболее эффективные принципы сегментирования и ускорить процесс изучения рынка.
Успешные примеры сегментирования
В общемировой практике существуют уже отработанные успешные модели сегментации рынка потребительских услуг. Приведем самые распространенные критерии:
- сегментирование по критериям «осведомленность об услуге или опыт работы с услугой и доход»
- сегментирование по критериям «интенсивность использования услугой и доход»
- сегментирование по критериям «требования к качеству услуги и искомая выгода от услуги»
А вот список критериев сегментирования клиентов на рынке услуг В2В рынка:
- сегментирование по критериям «опыт работы с услугой и размер бизнеса»
- сегментирование по критериям «размер бизнеса и сфера деятельности компании клиента
- сегментирование по критериям «требования к сервису и важность услуги для бизнеса»
Готовые решения
Предлагаем воспользоваться готовыми моделями сегментирования некоторых рынков потребительских услуг:
- Готовые решения по сегментации рынка гостиничных услуг
- Готовые решения по сегментации туристического рынка
- Готовые решения по сегментированию рынка страховых услуг
- Как сегментировать банковский и финансовый сектор наиболее эффективно?