Психографические признаки сегментации рынка
Сегментация рынка по психографическим признакам — это процесс разделения всех покупателей рынка на однородные группы по таким критериям, как: ценности, убеждения, мотивация к покупке товара и тип личности. Теория психографического сегментирования рынка родилась сравнительно недавно, но уже успела завоевать признание в области маркетинга, так как наилучшим образом способна объяснить причину покупки товара разными потребителями.
Сегменты, образованные в процессе психографической сегментации очень сложно оцифровать, измерить и оценить в количественном выражении, поэтому данный вид описания рынка часто группируют с социально-демографическим сегментированием.
На практике существует 2 крупных примера психографического сегментирования:
- Психографическое сегментирование потребителей по методике VALS: известная модель американского сегментирования потребительского рынка на основе мотивации и ресурсов, которыми владеет потребитель для совершения покупки.
- Псиографическое сегментирование на основе поколений: вторая известная и широко-используемая модель, в основе которой лежит предположение о однородности поведения людей, рожденных примерно в одно и то же время.
Базовые критерии психографического сегментирования
Психографический принцип сегментирования рынка основан на таких критериях сегментации, которые способны охарактеризовать тип личности и мотивацию поведения покупателя на рынке. К самым чато используемым признакам психографической сегментации рынка относят:
Образ жизни потребителя | динамичный, размеренный, сельский, городской |
Отношение потребителя к инновациям | новаторы, консерваторы, традиционалисты |
Отношение к себе, восприятие своего «Я» | ощущение себя жертвой — неспособность повлиять на что-либо; ощущение себя лидером — способность изменить мир или положение вещей; ощущение себя как «я как все»; ощущения себя как «я лучше других» |
Кто является кумиром, лидером для потребителя? | сверстники, известные личности, подруги и друзья, родители |
Внутренняя мотивация покупки | желание самовыражения; желания достижения идеала; желание признания |
Отношение к местному производителю | положительное, отрицательное, стремление к западному |
Жизненная позиция | активная, положительная, спокойная, утвердительная, пассивная, агрессивная |
Ценности | здоровье, семья и дети, дом и уют, близкие, общение, самореализация, материальное благополучие, духовный рост, удовольствия, стабильность, свобода, положение в обществе |