ADL матрица. Практическое руководство по адаптации стратегии компании к жизненному циклу товара или отрасли

При разработке стратегии целой компании важно учитывать состояние отрасли и понимать, вписывается ли в нее Ваш товар или услуга. Наиболее простой и удобный способ ответить на этот вопрос поможет использование ADL матрица.

Что такое ADL матрица? ADL матрица является удобным инструментом при разработке стратегии, она позволяет планировать стратегию компании, товара или услуги в соответствии со стадией жизненного цикла отрасли и силой вашей компании на рынке.

Используя матрицу, Вы всего лишь за несколько минут сможете выработать правильные направления для стратегических управленческих решений, определить долгосрочный вектор развития товара или услуги.

Матрица ADL состоит из 20 различных стратегий, которые формируются на основе разного сочетания зрелости отрасли и конкурентной позиции компании в отрасли.

При использовании матрицы главное понимать, что она представляет собой инструмент оценки положения, а не универсальное решение. Она предоставляет возможность систематизированного обобщенного взгляда на положении компании, помогает начать думать стратегически. Остальное должны сделать Вы, наложив на получившееся направление свои экспертные инсайдерские знания отрасли и Вашего товара.

ADL_matrix

Под инвестициями понимаются все затраты компании, необходимые для существования и развития товара на рынке (затраты на новое оборудование, затраты на обучение персонала, затраты на рекламу и маркетинговые исследования и пр.)

Как пользоваться матрицей

Матрица ADL помогает сформировать вектор развития стратегии, задает общие установки, которые Вы сможете легко адаптировать к Вашему текущему бизнесу. Для составления матрицы достаточно пройти следующие 3 последовательных шага. Для удобства можно воспользоваться шаблоном построения матрицы: ADL-matrix-template

Шаг первый: Определить степень зрелости рынка

Ответьте на следующие вопросы и выберите наиболее подходящую стадию зрелости рынка, исходя из описания (см. описание к матрице).

Определить стадию жизненного цикла отрасли не так легко, так как слишком много переменных входят в анализ. Стратегия не является точной наукой, поэтому Вам необходимо максимально использовать свое экспертное мнение при оценке степени зрелости отрасли.

  • Как быстро растет Ваш рынок?
  • Насколько высок потенциал рынка? (высокий, средний, рынок достиг своего максимума)
  • Какова пенетрация товара или услуги среди целевой аудитории?
  • Как бы Вы оценили уровень конкуренции на рынке?
  • Как бы Вы оценили степень новизны используемых технологий?
  • Уровень инвестиций в рынок увеличивается или уменьшается?
  • Насколько уровень цен в отрасли является завышенным?

Шаг второй: Определить устойчивость позиции Вашей компании в отрасли.

Ответьте на следующие вопросы и выберите наиболее соответствующую позицию вашей компании в отрасли исходя из описания (см. описание к матрице).

Будьте объективны в оценке, не старайтесь выдать желаемое за действительное.

  • Как бы Вы оценили динамику продаж Вашей компании на рынке?
  • Оцените долю рынка Вашей компании?
  • Выберите свое место в рейтинге компаний на рынке?
  • Как бы Вы оценили конкурентное преимущество Вашей компании?
  • Оцените уровень лояльности Ваших клиентов? Возможность их переключения на товары конкурентов?
  • Оцените уровень знания Вашей компании, товара или услуги среди аудитории?
  • Оцените свою свободу в установлении уровня цены на товар или услугу?
  • Опишите своих конкурентов?
  • Оцените уровень угрозы со стороны конкурентов?

Шаг третий: Выбор стратегии

В соответствии с таблицей выбрать одну из предложенных стратегий в качестве отправной точки стратегического планирования.

При использовании матрицы может получиться ситуация, когда Ваш бизнес находится на грани между двумя позициями. Посмотрите на окружающие стратегии и выберите наиболее приемлемый для Вас вариант. Возможно, это будет микс из разных стратегий.

Для проверки получившегося решения можно воспользоваться дополнительными средствами анализа, которые помогают взглянуть на конкурентоспособность Вашего товара в другом разрезе.

Готовые решения

Шаблон для составления ADL матрицы вы можете скачать в разделе Готовые решения по маркетингу

    
Предыдущая статья:

Репозиционирование товара или как измениться к лучшему

    
Cледующая статья:

SWOT анализ менее чем за 1 час: теория и практика

comments powered by Disqus