Три простых правила работы с конкурентами
Конкуренцией на рынке можно управлять, а можно успешно адаптироваться к сложившейся конкурентной среде и получать растущий доход. И тот и другой путь возможен. И фраза «Конкурентов не выбирают» — изначальна не верна.
Описанные в статье три простых правила помогут найти правильный подход к сложившейся рыночной ситуации. Используя их, Вы всегда будете на шаг впереди своих конкурентов.
Первое правило: знайте своих конкурентов в лицо
Анализ конкурентов — первый шаг, с которого начинается анализ любого рынка. Выбор правильных конкурентов и разработка соответствующих программ против них помогут значимо повысить эффективность работы компании.
Конкурентами являются компании, товары или услуги, с которыми Вы соперничаете за конечного покупателя.
- Перечислите полный список компаний, которые могут быть Вашими конкурентами
- Из перечисленного списка выделите ключевых конкурентов, действия которых могут значимо повлиять на Ваши продажи (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения)
- Сравните силу и устойчивость товаров ключевых конкурентов с Вашим товаром
- Против сильных игроков разработайте правильные стратегии защиты — это Ваши угрозы
- Против слабых игроков разработайте стратегии нападения — это Ваш источник бизнеса
И помните: Не тратьте усилия и рекламные бюджеты на борьбу с тем, кто Вас значимо сильнее. Вы проиграете. Сперва наберитесь сил за счет борьбы с более слабыми игроками.
Посмотрите пример определения конкурентов и Вы сможете определить ключевых конкурентов для Вашего бизнеса менее, чем за 60 минут.
Или можете воспользоваться Шаблоном для определения ключевых конкурентов бизнеса.
Второе правило: детально изучайте конкурентов и оценивайте угрозы появления новых игроков
Конкуренция на рынке — вещь изменчивая. Сегодня у Вас нет серьезных конкурентов, а завтра у Вас уже нет половины бизнеса, так как новые игроки с более лучшим предложением переманили всех Ваших покупателей.
Конкуренция предсказуема: появление новых игроков, ужесточение внутри отраслевой конкуренции, уход ключевых клиентов — все это можно предсказать, если вовремя проанализировать ситуацию на рынке.
Лучше всего конкурентный анализ и оценку угрозы появления новых игроков описывает модель Пяти конкурентных сил Майкла Портера.
С помощью модели Майкла Портера можно:
- провести анализ конкуренции на рынке
- оценить угрозы конкуренции для товара компании
- определить необходимые важные стратегические решения для сохранения и укрепления конкурентоспособности компании в долгосрочном периоде.
Данный пример содержит подробные инструкции и описывает каждый шаг анализа «модели 5 сил», а также включает шаблон для проведения конкурентного анализа и угроз роста бизнеса.
Подробное описание модели пяти конкурентных сил Майкла Портера в формате презентации: суть модели, ее практическое применение, понятное описание ключевых элементов теории конкуренции Майкла Портера
Третье правило: разрабатывайте результативные стратегии конкуренции
Если правильно выбрать стратегию конкуренции, то станут очевидны решения в области ассортимента, цен и рекламной поддержки товара.
- Выберите одну из трех стратегий конкуренции: продуктовое лидерство, ценовое лидерство, лидерство в нише (Читать подробнее в статье: Базовые стратегии конкуренции на рынке)
- Разработайте действия, которые помогут захватить долю рынка у слабых игроков и защититься от сильных конкурентов