«Новатор» или «последователь»: разбираем стратегии выхода на новые рынки
Когда компания имеет ресурсы для расширения бизнеса и начинает рассматривать возможность захвата новых рынков, она задает себе один вопрос: «Выйти на рынки, где я буду единственным игроком, т.е. развить рынок «с нуля», создав заранее выгодные для себя условия?» или «Выйти в уже существующие проверенные отрасли и начать вести агрессивный захват доли рынка?». Единственно правильного ответа не существует, необходимо анализировать и взвешивать все факты.
В мировой практике существует всего лишь 2 подхода к выходу на новые рынки сбыта и захвата рыночной доли: стратегия новатора и стратегия последователя. Каждая из стратегий имеет свои преимущества и недостатки, свои особенности и условия для эффективного использования. В данной статье мы рассмотрим накопленный мировой опыт использования таких маркетинговых стратегий выхода на новые рынки и дадим описание каждому подходу.
Кратко о стратегиях
Стратегия новатора (pioneer strategy) — маркетинговая стратегия выхода на новые рынки, которая предполагает создание абсолютного нового для отрасли продукта, развитие новых товарных групп и решений. Стратегия новатора является стратегией высокого риска, так как у компании нет 100% подтверждения наличия спроса, для которого создается новый продукт. Но если продукт набирает популярность, то новатор определенное время получает высокую отдачу от продаж, так как является единственным участником рынка.
Стратегия последователя (late arrivals strategy) — маркетинговая стратегия выхода на новые рынки, которая предполагает частичное или полное копирование продукта новатора, использование идеи, технологии новатора при реализации товара. Последователь выводит товар вслед за новатором, тем самым снижает затраты на разработку продукта, может учесть все недостатки и ошибки новатора и улучшить продукт.
Преимущества и недостатки
Новатор всегда тратит больше (чем последователи) на развитие нового рынка: затраты поиск идей и на разработку (деньги и время), затраты на создание привычки потребления продукта и проведения образовательной рекламной кампании. Развитие потребности в товаре «с нуля», обучение потребителя использовать продукт, формирование культуры потребления — основные затраты при продвижении нового продукта на новом рынке.
Последователь всегда пользуется результатами работы новатора, его технологическими достижениями, открытиями и подходами к решению проблем. Последователь всегда может улучшить продукт и тем самым получить конкурентное преимущество. Последователь может скопировать продукт новатора и продать его дешевле, найти более лучшее решение в распределении продукта и в последствии завоевать преимущество.
Но новатор всегда обладает преимуществом первого хода, у него есть временная фора на формирование знания и создания высокой лояльности к продукту. Завоевав лидерство, новатор использует время для создания новых инноваций и укрепляет входные барьеры в новую отрасль, защищает все свои изобретения от копирования.
В любом случае, если новый созданный рынок начинает расти, стоит ожидать ужесточения конкурентной борьбы и появления новых игроков, которые будут прибегать к демпингу, полностью копировать продукты или создавать новые предложения. Поэтому новатор всегда должен быть готов к таким действиям и закладывать в маркетинговую стратегию программы, направленные на удержание существующей доли рынка.
Накопленный опыт захвата новых рынков говорит о следующем: каждый новый участник новой отрасли получает меньшую долю рынка, чем его предшественник. В данной таблице отражены результаты исследований о достигнутой доли рынка в зависимости от времени появления компании в отрасли.
Время выхода на рынок | Данные Урбан (1986), % | Данные Урбан (1992), % | Данные Берндт (1994), % |
Первый (Новатор) | 1.0 | 1.0 | 1.0 |
Второй (Последователь) | 0.71 | 0.76 | 0.70 |
Третий (Последователь) | 0.58 | 0.64 | 0.57 |
Четвертый (Последователь) | 0.51 | 0.57 | 0.49 |
Пятый (Последователь) | 0.45 | 0.53 | 0.44 |
Шестой (Последователь) | 0.41 | 0.49 | 0.40 |
Существует 2 значимые причины того, почему новаторы достигают более высокого положения в отрасли. Во-первых, потребители в средней своей массе не склонны к риску и (при удовлетворении продуктом) не склонны к переключению на новые продукты. Во-вторых, новатор при правильной рекламной поддержке приобретает статус «эталона» и задает требования ко всем последующим участникам рынка.