Практика создания конкурентного преимущества
Предлагаем вам нашу методику по созданию, формированию и достижению конкурентных преимуществ. Методика представляет собой пошаговое руководство, с помощью которого любой начинающий специалист по маркетингу сможет найти ту область, в которой товар компании является уникальным, и разработать сильное преимущество товара.
Необходимы теоретические знания?
С подробным описанием теоретических основ понятие «Конкурентное преимущество» вы можете ознакомиться в нашей статье «Все, что необходимо знать о преимуществах товара».
Введение от автора
Перед тем, как перейти к разработке конкурентного преимущества товара, следует выполнить 2 действия: четко определить целевую аудиторию товара и определить ключевых конкурентов компании в отрасли. Без выполнения данных действий все попытки создать устойчивое конкурентное преимущество потерпят неудачу.
Разрабатывая преимущество своего товара, помните о 9 критериях, которым оно должно соответствовать:
Критерий | Описание |
Уникальность | конкурентное преимущество должно быть уникальным, не встречаться у конкурентов |
Долгосрочность | конкурентное преимущество должно быть долгосрочным, т.е. оставаться уникальным и интересным для целевой аудитории как можно дольше (минимум 3-5 лет) |
Сложно копируемость | конкурентное преимущество должно быть сложно копируемым, т.е. конкурентам необходимо будет время и высокий уровень инвестиций для его достижения |
Правдоподобность | конкурентное преимущество должно вызывать доверие покупателей |
Привлекательность | конкурентное преимущество должно продавать Ваш товар, быть способным привлекать новых покупателей |
Иметь Reasons to Believe | вместе с конкурентным преимуществом должны быть разработаны причины, чтобы в него поверить, другими словами «reasons to believe» |
Быть лучше | правильное конкурентное преимущество дает простой и четкий ответ на вопрос: «Чем товар Вашей компании лучше?» «Почему потребитель должен купить товар именно у Вас?» |
Иметь противоположность | у конкурентного преимущества должна существовать полная противоположность, в противном случае это не конкурентное преимущество |
Краткость | хорошее конкурентное преимущество умещается в предложение из 20-30 секунд |
Первый шаг: Составьте список всех выгод
Определение конкурентных преимуществ предприятия следует начать с перечисления выгод, которые предоставляет товар целевой аудитории. Данные этап является важным шагом для выявления конкурентного преимущества. Несколько слов о том, как искать выгоды товара:
- спросите потребителей, какие выгоды они получают и хотели бы получать от покупки Вашего товара
- составьте подробный список всех свойств, которыми обладает товар, используя характеристики из модели «маркетинг микс»
Второй шаг: Проранжируйте все выгоды
Получившийся список свойств проще всего оценить на привлекательность по 3-х бальной шкале важности характеристик, где
- 1 балл — выгода, которую предоставляет данная характеристика, абсолютна не представляет ценности для целевой аудитории
- 2 балла — выгода, которую предоставляет данная характеристика, имеет ценность для целевой аудитории, но не является первичной выгодой, из-за которой приобретают продукт
- 3 балла — выгода, которую предоставляет данная характеристика, входит в перечень самых важных свойств от покупки продукта
Третий шаг: Сравните список выгод с конкурентами
Важным этапом формирования конкурентного преимущества предприятия является сравнительный конкурентный анализ. Получившийся проранжированный список характеристик Вашего товара сравните с конкурентами по 2 принципам: есть или нет у конкурента; лучше или хуже, чем у конкурента.
Четвертый шаг: Поиск абсолютных конкурентных преимуществ
Источниками абсолютных конкурентных преимуществ может быть:
- уникальность продукта по одному или нескольким свойствам
- уникальность продукта по комбинации свойств
- содержание в продукте особых ингредиентов в составе, комбинация ингредиентов
- особая форма, внешний вид, объем, упаковка, способ доставки или продажи
- выполнение определенных действий лучше, быстрее, эффективнее
- наиболее квалифицированные кадры и человеческий капитал
- наличие уникальных технологий, патентов и методов создания товара
- создание инноваций
- доступ к ограниченным ресурсам, сырью
- особые условия продажи и после продажного обслуживание
- способность обеспечить самую низкую цену в отрасли с более высоким уровнем прибыли
Пятый шаг: Поиск «ложных» конкурентных преимуществ
Часто в высоко конкурентных отраслях для маленькой фирмы существует мало возможностей для создания и развития конкурентных преимуществ. В таком случае используется подход создания «ложных» конкурентных преимуществ. Существует 5 способов:
Название способа | Описание способа |
First-mover | Первым заявить о свойствах, которые также имеются у товаров конкурентов, но о которых конкуренты не рассказывают покупателю. Такой подход создаст образ «first-mover», новатора категории для товара, а последующие заявление конкурентов будут восприниматься как простое копирование. |
Создание новой категории | На существующем рынке создать свою товарную категорию. Пример, бренд пива Miller создал сегмент легкого пива или lager, став единственным брендом в сегменте. |
Запатентованная формула | Создать и запатентовать формулу с «наукообразным названием», которая будет представлять комбинацию общеизвестных ингредиентов и свойств, но восприниматься покупателем, как совершенно новое и инновационное решение. |
Показатель эффективности | Создать свой собственный показатель оценки эффективности товара, по которому оценить все товары рынка, продемонстрировав высокую эффективность своего продукта. |
Интерес и любопытсво | Выделиться по второстепенному фактору, который не является важным и определяющим при покупке, но вызовет интерес целевой аудитории. Например, шоколадный батончик Milky Way не тонет в молоке. |
Шестой шаг: Составьте план развития и контроля
После того, как конкурентное преимущество найдено, разработайте 2 плана маркетинговых действий: план по развитию конкурентного преимущества на несколько лет вперед и план по сохранению актуальности преимущества.