Пример анализа пяти конкурентных сил модели Майкла Портера

Предлагаем вам пошаговую инструкцию — пример для анализа конкуренции на рынке с помощью модели пяти конкурентных сил Майкла Портера. С помощью данного примера вы сможете провести анализ конкуренции на рынке, провести подробную оценку и анализ конкурентных преимуществ продукта компании, оценить угрозы конкуренции для товара компании, определить необходимые важные стратегические решения для сохранения и укрепления конкурентоспособности компании в долгосрочном периоде. Часто такой анализ называют «конкурентным анализом по модели Портера».

Porter5sil

Пример содержит подробные инструкции и описывает каждый шаг анализа модели, а также включает бесплатный шаблон в форме Excel. В случае возникновения вопросов по методике или по описанию отдельных понятии модели — читайте теоретическую часть Теоретические основы модели пяти конкурентных сил Майкла Портера.

Вводная часть

Анализ конкурентных сил по Портеру удобнее всего проводить с помощью таблиц, присваивая каждому параметру балл, отражающий низкую, среднюю или высокую степень угрозы для компании.

Для оценки уровня угрозы достаточно заполнить 5 таблиц данного примера. В каждой таблице приведены параметры для оценки конкуренции. Оценка параметров проводится по 3-х балльной шкале.

Для того, чтобы оценить влияние каждой конкурентной силы из модели анализа конкуренции Майкла Портера Вам достаточно выбрать одно из трех утверждений в таблице и проставить соответствующий балл от 1 до 3. Проставленные баллы суммируются в конце каждой таблице и предоставляется расшифровка их значений.

Первый шаг: оцените конкурентоспособность товара компании и уровня конкуренции на рынке

Майкл Портер в своей модели 5 конкурентных сил описывает 3 параметра, которые должны учитываться при анализе конкуренции на рынке:

  1. уровень угрозы со стороны товаров-субститутов (или товаров-заменителей)
  2. уровень внутри отраслевой конкуренции
  3. угроза появления новых игроков, способных запустить передел рынка

Оцените угрозы со стороны товаров-заменителей, заполнив следующую таблицу:
5-forces-porter-template1

Оцените уровень внутриотраслевой конкуренции по следующим параметрам: количество игроков, темп роста рынка, уровень дифференциации продукта на рынке, ограничения в повышении цен.
5-forces-porter-template2

Оцените угрозу входа на рынок новых игроков с помощью оценки высоты входных барьеров:
5-forces-porter-template3

Второй шаг: оцените рыночную власть покупателей на рынке

Данный шаг показывает, насколько клиенты привязаны к Вашему товару и насколько высок риск потери текущей клиентской базы.

Оцените угрозу потери потребителей, проанализировав следующие показатели:

  • доля покупателей с большим объемом продаж
  • склонность к переключению на товары субституты
  • чувствительность к цене (с помощью эластичности спроса)
  • удовлетворенность качеством товара

5-forces-porter-template4

Третий шаг: Оцените угрозы для Вашего бизнеса со стороны поставщиков

Оцените Ваших поставщиков с точки зрения стабильности, надежности и способности к повышению цен.

5-forces-porter-template5

Четвертый шаг: Объедините результаты анализа в сводном виде и разработайте направления работ

Последним этапом анализа является обобщение результатов. Объедините все результаты анализа в одну таблицу. Посмотрите на картину в целом. Отметьте основные угрозы и разработайте конкурентоспособную стратегию.

5-forces-porter-template6

Для разработки стратегии можно воспользоваться базовыми конкурентными стратегиями по Портеру.

Готовые решения

У нас есть готовый шаблон, с помощью которого вы с легкостью сможете применить теоретические знания данной статьи на практике. Скачать анализа конкуренции по Портеру можно в разделе «Полезные шаблоны по маркетингу».

         
comments powered by Disqus