9 базовых стратегий матрицы McKinsey / General Electric
В статье раскрыты подробно 9 базовых стратегий развития ассортимента компании по модели McKinsey / General Electric, в основе которой лежит 2 критерия: конкурентоспособность товара и привлекательность рынка. Теоретический подробный обзор модели вы можете прочитать в статье «Анализ ассортимента с помощью матрицы McKinsey — General Electric».
Сратегия развития ассортимента зависит о того, какой из 9 квадрантов занимает товарная группа компании в матрице McKinsey. Ниже приведены основные направления стратегических решений для каждого квадранта матрицы:
№1 Высокая привлекательность сегмента — низкая конкурентоспособность бизнеса в сегменте
- при входе в сегмент: сперва рекомендуется сформировать устойчивое конкурентное преимущество, до повышения конкурентоспособности компании вход на рынок не целесообразен
- при существовании в сегменте: рекомендуется все усилия направить на защиту существующих позиций, не концентрировать усилия компании на росте данном сегменте, рассмотреть возможности формирования конкурентных преимуществ
№2 Высокая привлекательность сегмента — средняя конкурентоспособность бизнеса в сегменте
Сегмент с высоким потенциалом для компании
- все усилия в продвижении (реклама, промо-акции и т.п.) концентрировать на конкурентных преимуществах товара
- четко определить источники роста в сегменте (с точки зрения потребителей и конкурентов); выстраивать избирательную четкую стратегию нападения только на тех конкурентов, против которых у компании есть явное преимущество
- остерегаться прямой борьбы «лоб в лоб» с лидерами рынка, обладающими высокой конкурентоспособностью
№3 Высокая привлекательность сегмента — высокая конкурентоспособность бизнеса в сегменте
Сегмент с высоким потенциалом для компании, самый желаемый целевой сегмент
- Цель по сегменту: №1 или абсолютное лидерство
- Концентрация ключевых ресурсов компании на данном сегменте
- Инвестиции в максимально возможный рост
- Высокое внимание защите конкурентных преимуществ — разработать четкий план по удержанию необходимого уровня конкурентоспособности (защита технологии — патент; цен; потребительской базы)
- Усилия маркетинга должны быть направлены на рост и укрепление приверженности к товару
- Инвестиции в развитие технологии, будущее укрепление конкурентных преимуществ
- Создание барьеров для входа в сегмент новых игроков
№4 Средняя привлекательность сегмента — низкая конкурентоспособность бизнеса в сегменте
Вход в сегмент не рекомендуется
- Концентрация на получении максимального дохода при минимальных вложениях
- Инвестиции только на сохранение положения в сегменте, использование стратегии защиты против ключевых конкурентов
№5 Средняя привлекательность сегмента — средняя конкурентоспособность бизнеса в сегменте
Вход в сегмент возможен в случае, если рынок обладает высоким потенциалом в будущем или компания прогнозирует усиление конкурентных преимуществ
- Детально рассмотреть возможность усиления конкурентных преимуществ
- Четко определить источники бизнеса в сегменте (у каких конкурентов планируется забирать долю рынка), выстраивать четкую стратегию против них
- Рекомендуются умеренные инвестиции для постепенного укрепления позиций на рынке
- Выбирать ограниченные методы продвижения с максимальной отдачей
№6 Средняя привлекательность сегмента — высокая конкурентоспособность бизнеса в сегменте
Сегмент с высоким потенциалом для компании
- Цель положения компании в сегменте: №1,2
- Высокий уровень инвестиций в донесение конкурентных преимуществ и формирование лояльной потребительской базы
- Ограничить использование высокостоимостных медиа
- Инвестиции в укрепление и долгосрочную защиту конкурентных преимуществ
- Высокий уровень контроля над потенциалом сегмента. В случае высокого потенциала сегмента — стратегия №3.
№7 Низкая привлекательность сегмента — низкая конкурентоспособность бизнеса в сегменте
Выход в сегмент не рекомендуется
- При существовании в сегменте — максимально сократить все инвестиций.
- Самый низко приоритетный сегмент, поэтому исключить вероятность использования самых лучших ресурсов компании в этом сегменте
- Рассмотреть возможность продажи бизнеса в этом сегменте или выхода с рынка
№8 Низкая привлекательность сегмента — средняя конкурентоспособность бизнеса в сегменте
- Умеренные инвестиции для ограниченного и быстро доступного роста
- Не тратить излишние усилия и инвестиции на укрепление положения в сегменте, сосредоточить усилия на защите текущего уровня продаж
- Использовать низко стоимостные медиа в продвижении товара
№9 Низкая привлекательность сегмента — высокая конкурентоспособность бизнеса в сегменте
- Отложить вход в сегмент до улучшения привлекательности рынка
- Минимальные инвестиции в развитие бизнеса, избирательное развитие
- Контроль потенциала сегмента, в случае роста потенциала — стратегии №6 и №3.
Подготовлено с использованием источников:
1. George Day «Analysis for Strategic Market Decisions», 1986
2. Robinson S.J.,Hitches R.E., Wade D.P. «the Directional Policy Matrix Tool for Strategic Planning», 1978
Готовые решения
У нас есть готовый шаблон, с помощью которого вы с легкостью сможете применить теоретические знания данной статьи на практике. Скачать шаблон для анализа портфеля компании с помощью матрицы McKinsey/ General Electric (GE) можно в разделе «Полезные шаблоны по маркетингу».