Классификация критериев конкурентоспособности товара
В общемировой практике давно определены все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия в отрасли. В статье мы приведем стандартную классификацию основных факторов конкурентоспособности товара и расскажем, как выбрать правильные критерии конкурентоспособности, на каких показателях конкурентоспособности продукции стоит строить разработку маркетинговой стратегии.
Требования к источникам конкурентоспособности
Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции, должны иметь 3 характеристики:
- повышать привлекательность товара компании для целевой аудитории
- повышать уровень прибыли компании от продажи товара
- положительно влиять на удовлетворенность товаром целевого рынка
Если вы считаете, что нашли интересный параметр конкурентоспособности предприятия — проверьте его на соответствие всем трем представленным выше характеристикам. Например, мы решили заложить в основе стратегии товара такой индикатор конкурентоспособности, как низкая себестоимость. Этого мы можем достичь, если будем производить достаточно однородный товар с минимальными функциональными характеристиками.
Лидерство в себестоимости продукта позволяет нам устанавливать цену на 10% ниже среднерыночной и привлекать группу потребителей чувствительных к цене продукта. Однозначно, такой показатель конкурентоспособности товара влияет на увеличение прибыли нашей организации. Так как мы работаем с потребителем, для которого низкая цена — важный критерий выбора, мы обеспечиваем привлекательность товара и повышаем удовлетворенность нашего целевого рынка.
Но, если бы нашим потребителем была совершенно противоположная группа людей, которая ценит качество, высокий уровень сервиса и определенный статус. Не факт, что мы смогли бы привлечь их внимание к нашему среднестатистическому дешевому продукту.
Все параметры конкурентоспособности товара можно разделить на 3 уровня: уровень конкурентоспособности предприятия по свойствам товара, уровень конкурентоспособности компании по имеющимся ресурсам и уровень
Группа факторов | Описание |
товарные факторы | товарные критерии конкурентоспособности предприятия — это свойства и функциональные характеристики продукта компании, повышающие привлекательность и удовлетворенность товаром среди целевой аудитории; |
рыночные факторы | рыночные параметры конкурентоспособности продукции определяются конъюнктурой рынка и говорят о том, насколько товар компании может быть успешным в отрасли в сложившихся конкурентной ситуации и политических условиях. |
ресурсные факторы | ресурсные показатели конкурентоспособности предприятия определяются внутренней средой компании и говорят о том, какие имеющиеся ресурсы компании позволят ей выиграть в конкурентной борьбе, обеспечат привлекательность товара и более выгодное положение в отрасли./td> |
Рассмотрим каждую группу факторов отдельно.
Товарные факторы
Данная группа критериев конкурентоспособности включает все характеристики продукта, которые способны повысить удовлетворенность покупателя от покупки товара:
- вкус, запах, цвет товара
- широта ассортиментной линейки
- уникальность свойств продукта или услуги
- критерии, означающие эффективность продукта для целевой аудитории
- критерии, отвечающие за качество продукта
- критерии, повышающие доверие к продукту
- срок службы продукта
- условия продажи и после продажное обслуживание
- уровень цены на товар
- дистрибуция и качество выкладки товара
- уровень знание торговой марки
Рыночные факторы конкурентоспособности
Данная группа критериев включает параметры, которые способны описать уровень конкуренции на рынке:
- наличие товаров заменителей
- сила входных барьеров на рынок
- количество игроков
- уровень разнообразия товаров и дифференциации на рынке
- ограничения со стороны государства
Ресурсные факторы
Данная группа критериев конкурентоспособности включает описание всех ресурсов компании, способных значимо повлиять на уровень прибыльности и мобильность бизнеса:
- квалификация персонала
- наличие свободных оборотных средств
- возможности в рекламе товара
- существование экономии на масштабе
- владение патентами или особыми технологиями
- скорость принятия решения
- скорость реакции на рыночные изменения
Готовые решения
В разделе «Готовые шаблоны по маркетингу» вы можете скачать пример оценки текущего конкурентного преимущества компании и пример анализа конкурентоспособности товара в отрасли.