Ценообразование и структура рынка

Структура рынка (а именно: количество игроков в отрасли, присутствие крупных игроков, степень влияния отдельных конкурентов на ситуацию в отрасли) является одним из факторов, который необходимо учитывать при постановке цен. Рыночная среда может значимо повлиять на условия ценообразования, такие как — гибкость повышения или понижения цен, быстрота внедрения ответных мер, угроза развития ценовых войн и т.д.

Совершенная конкуренция

Характеризуется неограниченным количеством игроков, которые реализуют однородные товары. Рынок открыт для новых игроков. Ни один из игроков рынка не обладает значительной рыночной властью, чтобы влиять на уровень цен в отрасли. Совершенная конкуренция — «утопия», не существующая модель рынка. Но к данной структуре близки рынки сельскохозяйственных товаров и сырьевые отрасли.

Монополистическая конкуренция

Характеризуется большим количеством игроков, реализующих разнородные друг от друга товары. На рынке активно применяются методы дифференциации и стратегии нишевого маркетинга, позволяющие наделить продукт уникальными свойствами, за которые возможна надбавка к цене. Существование разнородного ассортимента позволяет компаниям управлять ценами и устанавливать необходимый уровень прибыли. Наличие большого спектра товаров-заменителей является ограничением к монополизации цен.

Олигополия

Характеризуется незначительным количеством игроков, которые держат в своих руках основной бизнес отрасли. Другими словами на рынке 2-3 компании генерируют доминирующий объем продаж и обладают высоким уровнем рыночного влияния. Цены на рынке контролируются этими крупными игроками, которые и задают уровень средних цен в отрасли. Крупные игроки могут устраивать ценовые войны, но чаще используют стратегию дифференцированного маркетинга. На рынке-олигополии возможно существование множества мелких игроков, но все они следуют уровню цен, который задают лидеры рынка. В ситуации олигополии активно проводятся акции со значимым снижением цены, которые позволяют достичь временного преимущества = времени реакции конкурента.

Монополия

Характеризуется доминированием на рынке одного продавца. Монополист реализует продукт, не имеющий близких аналогов и полностью контролирует уровень цен в отрасли. Устанавливает приемлемую для себя цену, за исключением отраслей, регулируемых государственными органами власти.

    
Предыдущая статья:
icon-price-definition

Введение в теорию ценообразования

    
Cледующая статья:
icon-ztc-strategy

Зависимость цены от стадии ЖЦТ

comments powered by Disqus