Пример портфельного анализа по модели БКГ
С помощью данного примера матрицы БКГ предприятия Вы сможете без особых усилий оптимизировать ассортиментный портфель компании. Пример содержит подробное описание каждого шага в построении матрицы БКГ, шаблон построения матрицы БКГ в Excel и рекомендации по возможным выводам, которые должны быть сделаны в результате анализа матрицы БКГ.
Рис.1 Матрица БКГ
Теоретическая справка
Перед изучением примера матрицы БКГ рекомендуем прочитать подробную статью «Матрица Бостонской Консалтинговой Группы: подробный обзор» с описанием основных показателей и принципов работы матрицы БКГ, с рекомендациями по составлению идеального портфеля и интерпретации результатов.
Первый шаг: Сбор исходной информации
Соберите данные по продажам и прибыли анализируемых групп в единую таблицу.
Второй шаг: Расчет темпа роста рынка
Рассчитайте средневзвешенный темп роста рынка по каждой товарной группе. Если средневзвешенный темп роста рынка рассчитать не представляется возможным, допускается использование в модели просто доли рынка.
В соответствии с получившимися данными определите по каждому товару в анализе темп роста рынка:
- если темп роста меньше 10% — «низкий»
- если темп роста рынка более 10% — «высокий»
Третий шаг: Расчет доли рынка товара
Рассчитайте относительную долю рынка каждого товара. В соответствии с получившимися данными определите по каждому товару: является относительная доля рынка «низкой» или «высокой».
- если значение относительной доли рынка меньше 1 — «низкая»
- если значение относительной доли рынка больше 1 — «высокая»
Если относительную долю рынка рассчитать невозможно из-за отсутствия информации, допускается использовать упрощенный вариант:
- если по Вашей экспертной оценке доля Вашего товара меньше доли ключевого конкурента — ставьте «0»
- если по Вашей экспертной оценке доля Вашего товара больше доли ключевого конкурента — ставьте «1»
Четвертый шаг: Пример построения матрицы БКГ по объему продаж
Теперь, зная относительную долю рынка товара и темп роста рынка, Вы можете определить для каждого продукта в портфеле компании его место в матрице БКГ.
На основе получившейся информации постройте матрицу БКГ, отразив в каждой ячейке название товара, объем продаж и суммарный объем продаж на группу.
Анализ по объему продаж позволяет судить о том, насколько портфель компании сбалансирован, помогает правильно расставить приоритеты по развитию товаров и выделить ключевые направления бизнеса.
Пятый шаг: Пример построения матрицы БКГ по объему прибыли
Постройте аналогичную матрицу БКГ по прибыли, отразив в каждой ячейки название товара, объем прибыли и суммарную прибыль на группу.
Анализ по объему прибыли позволяет судить о возможности инвестиций и поддержки новых товаров компании, помогает расставить приоритеты в поддержке товарных групп.
Шестой шаг: Проведение анализа, выводы и разработка стратегии
Проанализируйте получившиеся матрицы БКГ по объему продаж и прибыли, напишите выводы и определите стратегию развития портфеля компании.
Ключевые выводы должны описывать: (Подробные стратегии развития групп по матрице БКГ читайте в статье: Матрица БКГ. Основы)
- сбалансирован портфель или есть явные отклонения от идеального портфеля?
- какие товарные группы стоит развивать, какие товарные группы следует сокращать?
- приоритеты в развитии ассортимента компании?
- способна ли прибыль от текущих проектов обеспечить поддержку новых товаров?
- достаточно ли у компании товаров, способных обеспечить будущие денежные доходы?
- какой стратегии в развитии каждой товарной группы стоит придерживаться для максимизации будущих доходов?
- стоит ли ввести какие-то дополнительные товары в ассортимент?
Готовые решения
У нас есть готовый шаблон, с помощью которого вы с легкостью сможете применить теоретические знания данной статьи на практике. Скачать шаблон для построения матрицы БКГ в формате Excel можно в разделе «Полезные шаблоны по маркетингу».