Готовый пример АВС-анализа c шаблоном в Excel
Данный пример проведения ABC-анализа ассортимента является универсальным в применении, продемонстрирует быстрый способ составления рейтинга и включает пошаговую инструкцию и подробные рекомендации для правильных выводов к проведенному ABC анализу.
Данный пример можно использовать для проведения:
- АВС-анализа товаров отдельного бренда или всего ассортимента компании
- АВС-анализа запасов компании
- АВС-анализа сырья и любых закупаемых материалов
- АВС-анализа клиентов или групп потребителей
- АВС-анализа поставщиков
- АВС-анализа эффективности работы подразделений и анализ трудовых ресурсов
- АВС-анализа бюджета, инвестиций или любых затрат
Теоретическая справка
Совершенствуйте свои знания в области маркетинга! Воспользуйтесь нашей подробной теоретической статьей об основах АВС анализа.
Создайте список всех анализируемых ресурсов
Первым шагом в проведении ABC — анализа просто перечислите все анализируемые позиции.
В зависимости от вида АВС-анализа это может быть: список ассортимента, список сырья, список клиентов или потребительских групп, список персонала, список статей бюджета.
Определите показатель, по которому Вы хотите отсортировать позиции.
В зависимости от вида АВС-анализа это может быть: объем продаж или прибыли, стоимость закупки сырья, затраты на человека или прибыль/ продажи с подразделения, уровень инвестиций.
Отсортируйте все позиции по убыванию продаж/ прибыли
Определите долю (вклад) каждой позиции
Данное действие выражается в делении суммы отдельной позиции на общую сумму продаж.
В отдельном столбце рассчитайте совокупный процент
Совокупный % считается накопительно, начиная с верхних строк таблицы
Присвойте каждой позиции соответствующую группу А,В или С
Выделите группы согласно АВС методу по каждой позиции на основе столбца «Накопительный вклад».
- Все позиции от начала таблицы до границы 80% — категория А
- Все позиции от границы 80% до границы 95% — категория В
- Все позиции от границы 95% до границы 100% — категория C
Подготовьте выводы по АВС-анализу
Необходимо помнить, что расчет АВС-анализа позволяет только обобщить имеющуюся информацию и представить ее в удобном виде. Он является одним из инструментов при разработке портфельной стратегии компании. Желательно более подробно понимать и изучать причины попадания товаров в ту или иную группу.
1 Группа А – самые важные ресурсы, локомотивы кампании, приносят максимальную прибыль или продажи. Кампания будет нести большие потери при резком снижении эффективности данной группы ресурсов.
Ресурсы группы А должны жестко контролироваться, четко прогнозироваться, часто мониториться, быть максимально конкурентоспособными и не терять свои сильные стороны. На данную группу ресурсов должны быть выделены максимальные инвестиции, лучшие ресурсы. Успехи группы А должны быть проанализированы и максимально транслироваться на другие категории.
2 группа В – группа ресурсов , которые обеспечивают хорошие стабильные продажи/ прибыль кампании.
Данные ресурсы также важны для кампании, но могут модерироваться более спокойными и умеренными темпами. Данные ресурсы обычно являются «дойными коровами», относительно стабильны в краткосрочной перспективе. Инвестиции в данный вид ресурсов кампании не значительны и необходимы только для поддержания существующего уровня.
3 группа С – наименее важная группа в кампании. К такой группе могут относиться: ресурсы, от которых необходимо избавляться, которые необходимо изменять, улучшать.
При анализе данной группы необходимо быть очень внимательным и в первую очередь понять причину низкого вклада.
Например при анализе ассортимента товаров и услуг могут быть следующие варианты попадания товара в группу C:
- товар не востребован покупателем, не продается и имеет низкую ликвидность в сравнении с другим ассортиментом. В таком случае он должен быть снят с производства или улучшен.
- товар только выпущен, находится на стадии внедрения на рынок,его продажи имеют положительную динамику продаж.
- продажи, которые показывает товар — максимальные, но он является стратегически важным для кампании, так как удовлетворяет потребности отдельного рынка( возможно, более маленького), не канибализирует основной ассортимент, подчеркивает позиционирование марки и т.д.
Готовые решения
У нас есть готовый шаблон, с помощью которого вы с легкостью сможете применить теоретические знания данной статьи на практике. Скачать пример пример для проведения АВС-анализа ассортимента можно в разделе «Полезные шаблоны по маркетингу».